Музыку к балету Чайковский написал по заказу Большого Театра, но в Москве балет не прижился — зрителю не понравилась ни хореография, ни актриса, исполняющая главную роль. Однако, по словам самого композитора, причина крылась в неудачных этюдах — в оригинальной версии они были слишком длинные.
На доработку «Лебединого озера» решились спустя время — после смерти П. Чайковского. Это были капельмейстер Р. Дриго, балетмейстер М. Петипа и его ученик - Л. Иванов. Благодаря им, в сюжете появилась новая концепция, а балет обрел сумасшедшую популярность. Иванов полностью передел хореографию, так чародей Ротбарт превратился в Злого Гения и обрел собственную партию танца, кроме того, появились заколдованные девушки со скрещенными руками и склонёнными головами.
По сути, с этого времени балет стал обладателем двух двойников — Черная и Белая лебедь, Принц и Темная сторона души. Именно этот вариант и показывают на сцене по сей день, даря зрителю историю, полную печали и философских раздумий.
Отзывы о балете «Лебединое озеро» в Екатеринбургском театре оперы и балета